Цели МСЭ и документы необходимые для проведения медико-социальной экспертизы

[ A+ ] /[ A- ]

На сегодняшний день самой частой причиной обращения граждан для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), безусловно, является установление группы инвалидности и разработка индивидуальной программы реабилитации (далее ИПРА). Между тем установление группы инвалидности- это не единственная функция бюро МСЭ, и в этой статье будут описаны другие цели обращения на МСЭ, а также обозначены те документы, которые необходимо предоставить в бюро для предоставления услуги.

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 59н г. Москва «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», для получения государственной услуги целью которой является установление группы инвалидности и разработка индивидуальной программы реабилитации (далее ИПРА) получатель государственной услуги предоставляет следующие документы:

1)Документ удостоверяющий личность получателя государственной услуги: 

  • Документ, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации,
  • Для иностранных граждан, документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
  • Документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; удостоверение беженца; удостоверение вынужденного переселенца.

Также получателем государственной услуги могут представляться копии указанных документов, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) Направление на медико-социальную экспертизу (далее- направление на МСЭ)

Направление на МСЭ может быть выдано медицинской организацией, или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения.

При отказе в направлении на МСЭ медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения, гражданину выдается справка об отказе в направлении на МСЭ.

Направление на МСЭ может быть представлено на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Так же МСЭ может проводиться для определения степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Тогда дополнительно к вышеперечисленным документам необходимо предоставить:

  • Акт о несчастном случае на производстве, либо медицинское заключение о профессиональном заболевании (составляются на предприятии), либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
  • Трудовая книжка (если гражданин не работает) или заверенная копия с предприятия.
  • Заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию (составляется в случае если причиной утраты профессиональной трудоспособности является несчастный случай на производстве).
  • Заявление о предоставлении государственной услуги

В заявлении указываются:

а) наименование федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в которое подается заявление;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя государственной услуги;

в) страховой номер индивидуального лицевого счета получателя государственной услуги в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) при наличии;

г) адрес места жительства (места пребывания, места нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации);

д) серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата и место выдачи указанного документа;

е) просьба о проведении медико-социальной экспертизы и ее цели;

ж) информация о нуждаемости в предоставлении услуги по сурдопереводу;

з) информация о нуждаемости в предоставлении услуги по тифлосурдопереводу;

и) фамилия, имя, отчество (при наличии) законного или уполномоченного представителя получателя государственной услуги (при наличии);

к) информация о согласии (несогласии) на обработку персональных данных;

л) адрес электронной почты получателя государственной услуги (при наличии);

м) дата подачи заявления.

Заявление должно быть подписано получателем государственной услуги.

МСЭ может проводиться для определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, мужа, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту). Для этого дополнительно необходимы:

  • документ, подтверждающий, что лицо, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постороннем уходе (помощи, надзоре), является родственником (свидетельство о рождении – на родных брата, сестру; свидетельства о рождении родителей гражданина, подлежащего призыву на военную службу – на дедушку, бабушку; на усыновителей — решение суда; на жену, мужа-свидетельство о браке);
  • справка о составе семьи из жилищно-эксплуатационного органа или органа местного самоуправления;
  • справка органа социальной защиты населения, подтверждающая, что лицо, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постороннем уходе (помощи, надзоре), не находится на полном государственном обеспечении.

Иногда МСЭ может проводиться для установления причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки. Тогда дополнительно предоставляются:

  • заявление члена семьи умершего об установлении причины смерти.
  • паспорт гражданина Российской Федерации, либо другой документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • выписка из протокола (карты) патологоанатомического исследования (берётся в Областном Мурманском бюро судебно-медицинской экспертизы- г. Мурманск, ул. Радищева 29а).
  • копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, если умерший признавался инвалидом.
  • медицинские документы умершего гражданина, имеющиеся в наличии у получателя государственной услуги.

Очень редко на МСЭ обращаются для изменения причины инвалидности. Для этого надо предоставить

  • сведения из медицинской организации, подтверждающие наличие нарушения здоровья у гражданина в возрасте до 18 лет (как правило амбулаторная карта из детской поликлиники)- для установления причины инвалидности «инвалид с детства»;
  • заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий (травм, ранений, контузий), заболеваний — для установления причин инвалидности: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы» (берётся в военкомате).

Таким образом, медико-социальная экспертиза может проводиться с разными целями, для каждой из которой необходим свой пакет документов, но всегда необходимы 3 документа:

  1. Документ, удостоверяющий личность получателя государственной услуги.
  2. Заявление о проведении медико-социальной экспертизы.
  3. Направление на медико-социальную экспертизу или справка об отказе в направлении на МСЭ.

Более подробно ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими работу учреждений медико-социальной экспертизы можно на стендах бюро МСЭ №7 или на официальном сайте ФКУ «ГБ МСЭ по Мурманской области»: www.gbmse51.ru

По всем вопросам, касающимся порядка, сроков и места проведения медико-социальной экспертизы, можно обратиться лично, по адресу: г. Кола, ул. Красноармейская д. 3, или по телефонам: 3-33-05, 3-61-42.

Дроздова Т. В.

Руководитель бюро,

врач по МСЭ бюро МСЭ №7

ФКУ «ГБ МСЭ по Мурманской области»